Новые правила написания сочинений по литературе — Год 2019

Эссе – достаточно новый жанр для современных школьников и студентов. Широко практиковать написание эссе в учебных заведениях стали только в конце 20 века. На данный момент уметь создавать эссе по литературе должен каждый ученик школы, поскольку задание входит в ЕГЭ. Для этого необходимо точно знать основные признаки жанра, особенности построения эссе, работать по заданному алгоритму. Написание эссе помогает развивать творческое мышление, умение грамотно излагать собственные мысли, выражать личное мнение.

Эссе: особенности жанра
Чтобы написать эссе по литературе, вам понадобится знание всех основных признаков жанра. Эссе – это прозаическое произведение, чаще всего небольшого объёма. Вам предложат создать краткий текст, в котором нужно будет выразить ваше личное отношение к проблеме, мнение о произведении. Важно внести что-то новое, отразить собственный взгляд на вещи. Обратите внимание на особенности эссе.

  • Заголовок эссе не обязательно логически связан с текстом и выражает основную тему. Вы можете сказать в нём о соотношении части и целого, заключить в него отправную точку размышлений, задать риторический вопрос.
  • В данном жанре не нужно давать рациональный анализ произведения, приводить доказательства и аргументы, рассматривать причинно-следственные цепочки. Основной акцент делайте на вашу собственную позицию.
  • Эссе имеет свободную композицию. Не старайтесь создать чёткую структуру, состоящую из вступления, основной части и заключения. Весь текст – это ваши авторские размышления и рассуждения. Но и о внутренней логике повествования не забывайте: читатель должен иметь возможность понять ваши мысли, ознакомиться с вашим мнением и ходом рассуждений.
  • Выражайте мысли свободно, используйте художественные средства. Постарайтесь воплотить в тексте ваш индивидуальный авторский стиль.
  • Главное в эссе по литературе – личность автора. Попробуйте отыскать оригинальную идею, раскрыть проблему в нестандартном ключе.
  • Пишите эссе в заданном речевом стиле: чередуйте проблемные вопросы и полемичные высказывания, создавайте динамику повествования, используйте разговорную лексику, отражайте интонационные нюансы.
  • Как и любое сочинение, эссе должно быть написано грамотно. Соблюдайте нормы русского языка, следите за единством стиля, цельностью текста и взаимосвязанностью его частей.
  • Постарайтесь создать интересный текст, который может спровоцировать дискуссию, вызвать читателя на диалог, спор.

Учитывайте все особенности эссе, тогда вы напишите текст, соответствующий этому жанру.
Пишем эссе по литературе правильно. Алгоритм
Как писать эссе по литературе? Следуйте алгоритму и помните об основных признаках жанра. Выражайте мысли свободно, но доступно и грамотно, старайтесь вызвать читательский интерес, изложить своё мнение в ярком авторском стиле.

  1. Внимательно прочитайте тему. Выделите достаточное время на размышление. Раскрывать тему полностью не обязательно: остановитесь на том аспекте, который вам наиболее интересен.
  2. Постарайтесь найти любопытные моменты, рассмотреть тему по-новому, оригинально.
  3. Постоянно делайте краткие записи: фиксируйте удачные высказывания, формулировки. Перед созданием чернового варианта у вас уже должен быть материал, который вы подготовили в процессе размышлений: ваши предложения, заметки, отдельные слова и яркие детали.
  4. Приступайте к написанию черновика. Определите примерный объём текста, количество абзацев. Расставьте важные для вас высказывания в нужном порядке. Наметьте небольшую вступительную часть. В эссе по литературе не стоит писать классическое вступление, обозначающее проблему, её актуальность. Напишите несколько предложений, которые вызовут у читателя интерес, желание ознакомиться с вашим эссе. Вы можете использовать риторический вопрос, сразу задать изложению полемическое направление, обозначить собственную позицию. Например, «я считаю, что. », «я не разделяю традиционное мнение о. », «принято считать, что. однако у меня подобная позиция вызвала сомнения».
  5. Напишите основную часть. Желательно заранее создать план, состоящий из нескольких пунктов, поскольку писать текст по смысловым частям гораздо легче. Развивайте основную мысль каждого намеченного раздела. Вы можете убеждать читателя, приводить факты и аргументы, но не превращайте текст в подробное исследование. В эссе по литературе вам необходимо максимально грамотно и ярко раскрыть собственное мнение, а не предоставить объективный анализ проблемы. Жанр эссе субъективен.
  6. Привлекайте внимание читателя: используйте неожиданные логические повороты, делайте непредсказуемые выводы, применяйте нестандартные смысловые связи.
  7. Выражайте ваши мысли в ярком и образном стиле, продемонстрируйте богатство языка. Передавайте ваше личное восприятие: используйте художественные средства и приёмы:
    • сравнения;
    • метафоры;
    • эпитеты;
    • аналогии;
    • аллегории;
    • символы;
    • ассоциации;
    • примеры, факты из личного опыта;
    • параллели и парадоксы.

     

  8. Создайте яркие описания, применяйте цитаты и отсылки к произведениям литературы. Делитесь собственным опытом. Позвольте читателям проследить логику ваших размышлений, но избегайте формы отчёта или строгой структуры текста.
  9. Ваше эссе должно быть свободным: излагайте мысли в собственном стиле. Постарайтесь достичь образности, внесите авторские черты не только в содержание, но и в форму его выражения.
  10. Пишите свободно, но серьёзно. Не употребляйте сленг, большое количество шаблонных фраз, следите за грамотным построением предложений.
  11. Перечитайте ваш черновик и создайте небольшое заключение. Обобщите ваше мнение, но не делайте чётких логических выводов. В эссе ваши мысли должны содержаться во всём тексте, а заключение только подведёт итог рассуждений.
  12. Тщательно просмотрите все материалы, прочтите два раза черновик, внесите исправления. Обратите внимание на ошибки, построение фраз, использование средств выразительности. Возможно, вас посетят новые идеи, тогда вы сможете дополнить эссе, сделать его ярче. Оцените ваше эссе с точки зрения читателя, попробуйте сделать его интересным и неожиданным, запоминающимся.
  13. Следите за соблюдением объёма. Обычно он ограничен чёткими рамками.
    • Если у вас получился слишком большой текст, постарайтесь выделить в нём наиболее яркие места с точки зрения художественности, проявления авторского стиля. Обязательно включите их в окончательный вариант. Не перегружайте эссе фактами и доказательствами абстрактного характера, сделайте акцент на личном опыте и собственных наблюдениях.
    • Когда текст маленький, а сделать его больше не получается, важно сконцентрироваться и постараться изложить личное мнение, мысли, не сковывая себя литературными рамками. Затем обработайте полученный материал, придайте ему серьёзность.

     

  14. Внеся все исправления и перечитав текст, вы можете приступить к оформлению чистовика. Переписывайте тщательно, с хорошего чернового варианта, где уже чётко написан весь текст, нет множества исправлений и отвлекающих пометок. Сверьте чистовик с черновиком, чтобы определить, все ли абзацы, предложения и слова вы перенесли в окончательный вариант, нет ли пропусков. Проверьте текст на наличие ошибок.

Помните основные признаки жанра, следуйте алгоритму, тогда вы сможете написать эссе по литературе правильно.

Источник: kakimenno.ru

 

Сочинение ЕГЭ по литературе

Многие выпускники, имеющие хорошие оценки по литературе, выбирают данный предмет для сдачи на ЕГЭ. Одним из важнейших заданий на экзамене по этой дисциплине является написание сочинения, которое может принести высокие дополнительные баллы. Для того чтобы разобраться, как правильно писать такую работу, важно рассмотреть план сочинения и изучить уже готовые примеры.

План сочинения по литературе в формате ЕГЭ состоит из трех основных пунктов, каждый из которых имеет свое конкретное содержание.



  1. Вступление
    . В данном разделе экзаменуемый должен обозначить главную проблему исходного текста. Вступление может начинаться с риторического вопроса либо же с интересной цитаты, которая фигурировала в самом произведении. При этом выбранные вами фразы должны быть явно связаны с основной идеей исходного текста и постепенно подводить ход мысли к размышлениям автора. Кроме того в данной части сочинения можно сказать несколько слов о биографии писателя, осветить интересные факты, связанные с историей создания произведения.
  2. Основная часть. Из примеров сочинений на ЕГЭ по литературе ясно, что этот раздел является наиболее содержательным. Здесь выпускник должен выполнить несколько важных задач. Во-первых, необходимо составить свой комментарий по поводу поднятой в тексте проблемы. Если у вас нет личных светлых мыслей по этому вопросу, то вы всегда можете воспользоваться размышлениями автора и рассказать о его точке зрения. Для этого снова обратитесь к произведению и выберете в нем несколько предложений, которые подтверждают основную тему. Во-вторых, здесь требуется кратко и ясно изложить позицию самого писателя и закрепить ваши доводы его цитатами. В-третьих, вам необходимо высказать свою личную точку зрения, выразить свою поддержку или несогласие авторской идее. Важно, чтобы ваше мнение не было расплывчатым, а представляло собой четко сформулированные тезисы, подкрепленные примерами из жизни других великих деятелей, статьями из журналов и газет, собственным жизненным опытом.
  3. Заключение. На ЕГЭ в данной части сочинения по литературе важно сделать логический вывод, который должен соответствовать вашим рассуждениям. Здесь вам нужно вновь осветить проблемы, которые вы указали во вступлении. Во многом идеи первого и третьего разделов работы повторяют друг друга: разница лишь в том, что во вступлении форма мысли вопросительная, а в заключении – утвердительная.

Советы по написанию сочинения

Чтобы получить максимальную оценку за сочинение по литературе и повысить свой общий балл по ЕГЭ, обратите внимание на представленные нами рекомендации.

  1. Подробно изучите все темы сочинения и определите, какая из них вам ближе всего.
  2. Как только вы выберете тему, поразмыслите о том, как можно раскрыть и осветить заданную проблему. Если есть возможность, найдите подходящий эпиграф.
  3. Подумайте о различных аспектах выбранной вами тематики и проанализируйте спектр возможных вопросов и ответов. Также важно продумать аргументацию своих идей.
  4. Сформулируйте предварительный план вашей работы, запишите в черновик первые тезисы.
  5. Поразмыслите о доказательствах, которые вы будете приводить в сочинении. В качестве аргументов здесь могут выступать:
    • цитаты из произведения, которые должны закреплять главные проблемы, а не служить повторением вашей точки зрения.
    • конкретные эпизоды из текста: важно продумать, какие именно моменты наиболее точно отразят ваши мысли.

  6. Вам также необходимо определиться со стилем предстоящего сочинения.
  7. Помните, что успех на сочинении по литературе во многом зависит от вступления и заключения. Они должны быть единым целым и содержать одинаковые идеи, написанные разными словами. Как добиться такого эффекта, можно посмотреть в примерах по ЕГЭ.
  8. Снова обратитесь к теме сочинения и соотнесите ее с вашими задумками.
  9. Приступите к написанию вступления. Постарайтесь мысленно исключить из него пару первых предложений, и если без них смысл теряется, оставьте их в своей работе.
  10. В случае, когда возникают трудности с написанием вступления, не теряйте время и приступите к основной части. Возможно раскрытие основной проблемы поможет вам правильно организовать начало сочинения.
  11. Написав несколько первых абзацев в основном разделе, остановитесь и перечитайте их. Проверьте, соответствуют ли они заданной тематике, а затем продолжите работу.
  12. Прежде чем перейти к заключению, обязательно перечитайте основную часть, выделите карандашом свои основные мысли и используйте их в конце сочинения, пересказывая их другими фразами.
  13. По окончании всей работы прочтите ее несколько раз, исправьте лексические неточности и грамматические ошибки.
  14. Проверьте сочинение на наличие пунктуационных ошибок.
  15. Запомните, что эпиграф оформляется без кавычек, ФИО писателя без скобок. Если вы цитируете стихи, оформляйте их в столбик также без кавычек.

Источник: edunews.ru

 

Как писать правильное сочинение? План, правила, алгоритм и схема написания сочинения

Написание письменных работ по русскому языку и литературе – важная составляющая школьного образования. Но о том, как писать правильное сочинение, знают далеко не все. Чтобы оценки перестали разочаровывать раз за разом, стоит разобраться в этой теме. Выучив алгоритм написания сочинения по пунктам, можно будет добиться заметного успеха. Что же это за вид письменной работы и как его писать?

Определение понятия

Сочинением называется самостоятельная письменная работа, в которой школьник делится своим собственным мнением на определенную тему. Учитель может проверить с его помощью, например, уровень усвоения прочитанной книги. У многих учеников возникают вопросы по поводу того, как правильно написать сочинение. Прежде всего, стоит вдуматься в понятие. Личное мнение есть у каждого, и считать какой-то определенный подход единственно верным нельзя. Так что опасаться собственных мыслей и идей не стоит, лучше смело выражать их на бумаге. И второе – следует запомнить, что сочинение отличается особой структурой. Оно включает в себя вступление, основную часть и заключение. Зная эту особенность, писать сочинение по русскому языку значительно проще. Да и результат получается более логичным, чем в случае с вольными размышлениями без особой структуры, которые, скорее, можно назвать эссе.

Выбор темы и соответствие ей

Если составить своеобразный план написания сочинения, первым пунктом в нем будет работа над темой. Ее нужно тщательно обдумать, разобраться со всеми связанными вопросами, представить, что следует осветить в работе прежде всего. Не стоит воспринимать тему в слишком широком смысле. Если она посвящена книге в целом, размышления могут быть достаточно свободными, но если предполагается анализ образа конкретных персонажей, ни к чему писать про сюжет или историю произведения. Экзаменатор или преподаватель гораздо выше оценит логичное сочинение. Как правильно писать, не отклоняясь от темы? Например, составив список непосредственных вопросов и последовательно отвечая на них или вдохновившись критической статьей схожей тематики.

Как раскрыть тему глубоко и содержательно?

В письменных работах должен быть виден анализ, проведенный учеником при написании, неважно, идет речь о характере персонажа или содержании произведения. Чтобы разобраться, как писать правильное сочинение, обязательно нужно знать о том, как анализировать самое важное. Например, если нужно написать о том или ином герое, нужно задуматься обо всех эпизодах с ним, о его характере, поведении, сущности происходящих вокруг него явлений. Но перечислять слишком подробные детали тоже ни к чему. Достаточно краткого упоминания и освещения собственного мнения о них. Ученик должен уметь использовать литературную критику и оценивать особенности литературного произведения. Без таких умений написание сочинения-рассуждения будет неудачным, и оценка вряд ли обрадует.

Аргументированность точки зрения

Рассуждения должны быть логичными и связными. Сочинение без аргументированных тезисов с подтверждением своей точки зрения будет откровенно неудачным. Нельзя описывать случайные фрагменты повествования, пришедшие на ум. Сочинению нужна главная мысль, которая будет поддерживаться каждым новым абзацем. Недосказанность или излишняя детализация отвлекут от этой структуры и приведут к снижению балла. Поэтому желательно аргументировать свои суждения и направлять их исключительно на главный вопрос письменной работы, который, как правило, формулирует сама тема. Чтобы подкрепить каждое свое утверждение доказательствами, можно ссылаться на критические статьи или исторические источники. Например, нельзя сказать о книге «Отцы и дети» только то, что дворянство начало терять свою роль. Следует использовать взгляды героев произведения на эту проблему и исторические факты.

Последовательность текста

Правила написания сочинения предполагают наличие некоего плана, по которому составляется текст. Следовательно, письменная работа должна быть последовательной. Каждый новый абзац должен логически связываться с предыдущим и продолжать его идею. Научиться последовательному мышлению помогает тренировка с составлением разнообразных планов. Они могут быть простыми, сложными, развернутыми, цитатными, включать в себя только повествовательные, вопросительные или восклицательные предложения. Составление плана помогает четко представить себе то, о чем следует написать, и понять тему максимально глубоко, а также выделить основные части будущей работы и их связь. Сочинения, написанные с применением данной методики, всегда отличаются от других своей стройной композицией и продуманным размером отдельных частей. Работа получается очень удачной и логичной.

Собственное мышление

Несмотря на то что опираться на критические статьи очень разумно, необходимо суметь продемонстрировать и личные идеи. План того, как правильно писать сочинение-рассуждение, может только подсказать направление. Основная же работа остается за учеником. Его собственные знания и эмоции должны помочь ему продемонстрировать личные впечатления от темы сочинения. Примитивный пересказ или повторение текста, написанного критиком в учебнике, недопустимы.

В каждом произведении можно найти что-то, что особенно заставляет задуматься или привлекает внимание. Именно об этом и следует упомянуть в своей письменной работе, чтобы она обрела максимально личный характер. Иначе, при всей логичности и последовательности, сочинение будет неудачным и получит низкий балл.

Оригинальный и выразительный стиль

Можно советовать другим, как писать правильное сочинение, но поделиться вдохновением, к сожалению, никак нельзя. А ведь это тоже имеет воздействие на результат. Сочинение должно быть не только логичным, но и эмоциональным. Оригинальный и яркий текст, который освещает интересную точку зрения, всегда выгодно выделяется среди прочих работ. Умение выразить эмоции складно и выразительно очень хорошо характеризует интеллектуальное развитие школьника. Особенно важно умение выражать свои мысли для тех, кто с помощью сочинения надеется поступить на факультет творческого направления. Таким ученикам стоит всячески развивать свое образное восприятие и учиться раскрывать тему с помощью всевозможных средств художественной выразительности, таких как сравнения, эпитеты и т. д.

Логическое мышление в оригинальной форме – вот идеал стиля для творческого сочинения выпускника. При этом важно суметь не переборщить с эмоциональностью – пафосный и высокомерный текст кажется претенциозным и надуманным.

Использование эпиграфов и цитат

Умение подобрать подходящее высказывание отлично помогает писать качественные письменные работы. Советуя, как писать правильное сочинение, обязательно стоит упомянуть цитаты и эпиграфы. Они иллюстрируют начитанность и высокий уровень развития школьника. Но в эпиграфе или цитате обязательно должен быть подходящий смысл. Если фраза не соответствует произведению, ее применение произведет обратный эффект. Так что использование цитат необходимо тщательно обдумывать. Чтобы избежать ошибки, можно воспользоваться работами критиков, посвященных обсуждаемому в сочинении произведению. Цитаты литературоведов будут непосредственно связаны с сюжетом или особенностями книги, а значит, превосходно впишутся в текст. Стоит также запомнить, что используемую фразу нельзя искажать. Точное цитирование демонстрирует уважение к чужим идеям и умение правильно воспринимать информацию. Цитата должна подтверждать или иллюстрировать остальной текст, но не повторять его. Наконец, стоит запомнить, что слишком большое количество заимствований и вставок перегружает работу и выглядит неуместно.

Достоверность исторических и литературных фактов

В качественном сочинении недопустимы поверхностные утверждения. Искажение идей писателя или неправильное восприятие произведения не лучшим образом характеризуют ученика. Поэтому тем, кто учится, как писать правильное сочинение, следует обязательно задумываться о том, чтобы использовать только проверенную информацию. Следует избегать фактических ошибок, не приписывать слова одного персонажа другому, не искажать имена или фамилии. Все это указывает на спешку во время написания работы и снижает балл за нее. Категорически не рекомендуется путать названия произведений автора или небрежно относиться к хронологии романа! Осторожно следует использовать литературоведческие термины. При сомнениях лучше применить хорошо знакомое слово. Сложный термин выгодно смотрится в тексте, но только в том случае, когда использован правильно и к месту. В обратной ситуации он становится серьезным недочетом письменной работы школьника.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Новые правила написания сочинений по литературе — Год 2019